Двигатель ВАЗ 2101

Как известно, в начале семидесятых годов прошлого века, на автодороги нашей Необъятной, выехал совершенно новый автомобиль. Машину, которую отечественные автомобилисты ласково назвали «Копейка», разрабатывали итальянские инженеры знаменитого автоконцерна FIAT Group, на основе уже существующей у них модели.

Однако многочисленные недочеты конструкции, обнаружившиеся в процессе, взялись доработать советские конструкторы, в виду своей большой осведомленности, в плане того, что именно подойдет для отечественных автомобилистов. 

Конфигурация, структура и мощность агрегата «Копейки»


В первую очередь, это коснулось силового агрегата, который совершенно не подходил для нужд наших с вами соотечественников. Итальянцы предложили нижневальный движок, который имел крайне ограниченные возможности, для дальнейшего развития конструкции.

Легковой автомобиль ВАЗ 2101 нуждался в совершенно другом моторе, который и был создан российскими конструкторами, выстроенного итальянцами Волжского автозавода.

Конфигурация мотора была выбрана рядная, четырехцилиндровая, однако имеющая уже верхнее расположение распредвала и четырехтактную систему работы, по формуле 1-3-4-2. Такая структура предполагала широкую возможность для прогресса и развития. Изготавливали мотор полностью из высокопрочного, однако, несколько хрупкого, чугуна.  

Двигатель ВАЗ 2101

Двигатель ВАЗ 2101

Рабочий объем нового мотора составил 1.2 литра, при диаметре цилиндра 0.76 см, и ходе поршня в 0.66 см. Мотор имел степень сжатия 8.5, но после 73 года прошлого века, эта цифра выросла до 8.8. При 5.6 тысячах оборотов в минуту, силовой агрегат «Копейки» выдавал рекордную мощность всего в 64 лошадиные силы, что равняется 47.2 кВт. Зато максимальный крутящий момент 87.6 Нм, достигался уже при 3.4 тысяч оборотов в минуту.

Спустя два года, была выпущена дополнительная модификация мотора, с увеличенным до 1.3 литров объемом, специально предназначенная для использования в условиях максимально низких температур. Соответственно, вырос и КПД агрегата: мощность до 69 «лошадок», а крутящий момент до 94.4 Нм, при тех же, оборотах. 

Система питания, охлаждения и динамические показатели

Питание движка ВАЗ 2101 осуществляется посредством вертикального, двухкамерного карбюратора ДААЗ 2101, практически полного аналога Weber 32 DCR, дроссели в котором, открываются последовательно. Двигатель получил оригинальную, жидкостную систему охлаждения, циркуляция жидкости в которой являлась принудительной.

Рекомендовалось использование горючего, с октановым числом не менее 93, однако «движок» был настолько неприхотлив и неразборчив, что отечественные автолюбители, умудрялись заправлять в авто даже 76-ой бензин, без особого ущерба для систем мотора. 

Динамические показатели силового агрегата для ВАЗ 2101, также вызывали уважение. Максимальная скорость авто, оборудованного таким вариантом мотора, составляла 140 километров в час, а после 73 года, модификация движка, позволила развивать и до 145 километров в час. Правда, до заветной «сотни», «движок» разгонял машину добрых 18-21 секунду, но ведь авто, вовсе и не было предназначено для гонок.

А вот расход горючего, весьма радовал автолюбителей, которые всегда старались сэкономить. В напряженном, городском цикле, агрегат потреблял не более 11.2 литров бензина, на трассе же, это показатель резко падал, и составлял всего 7.9-8.1 литра, на сотню километров. В общем, можно сказать, что моторы легендарной «Копейки» получились такими удачными, что и до наших дней, при аккуратном использовании и соответствующем обслуживании, служат верой и правдой своим хозяевам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *