Нива

Концептуальная позиция создания

Жарким летом 1970 года, Алексей Косыгин, занимающий пост председателя совета министров СССР озадачил отечественных автоконструкторов ИжмашаАЗЛК и ВАЗа тем, что нужно сотворить такой автомобиль, в котором и проходимость была высокой, и производство было массовым.

Разработчики же, в свою очередь, бросились создавать прототипы, которые в последствии так и не нашли своего массового продолжения. Это были Иж-14, АЗЛК-415 и АЗЛК-416. Но ВАЗовцы превзошли все ожидания и поступили мудро.

Нива

Нива

В очередной раз они избавили себя от необходимости создавать давно освоенных «велосипед», и попросту перенесли большую часть агрегатов и узлов, которые доселе хорошо осваивались «Жигулями». Да что там узлы! Какая получилась внешность?!

Принимая во внимание тот факт, что при разработке дизайна активно использовались комплектующие модели ВАЗ 2106, то можно только вообразить, что же получилось на колесах. Впрочем, название эта, и немного подкорректированная конструкция под вполне соответствующим именем «Крокодил» уже в 1972 году стала законным прототипом, так называемым «носителем агрегатов» под кодовым названием Э-2121. А ещё годом позже началась подготовка к серийному производству.

Начало пути

В результате проделанных стараний 1974 год подарил неискушённому зрителю «высшего света» целых пятнадцать предварительных образцов будущей Нивы, а через два года, то есть в 1976 году, вокурат к событию по поводу XXV съёзда партии КПСС, подоспела вторая серия готовых машин в составе пятидесяти экземпляров.

После длительных испытаний по Уральскому бездорожью, продолжительного тестирования и разного рода сравнений с УАЗ-469 и британскими подданными Range Rover и Land Rover, а также тщательной проверки её ходовых качеств, 31 июля 1977 года было принято решение о запуске конвейерного производства автомобиля ВАЗ 2121, который в процессе эволюции получил красивое имя «Нива».

Нива

Нива

Первый серийный выпускник «Нивовых» ступил на родную землю с конвейерной линии в начале апреля 1977 года. Практически сразу же стали увеличиваться и объёмы выпусков и соответственно продаж. И потому, стало очевидным, что Нива найдёт своё признание не только в родных пенатах, но и за рубежом.

Расчёт превзошёл все ожидания. ВАЗ 2121 действительно покорил многих автолюбителей разных стран. Но самое примечательное то, что Нива стала единственным советским «авто», которое хотела купить Япония.
Это стало началом нового, и весьма удачного пути, детищами которого стала не одна модификация ВАЗ 2121. Но пока, была она…

Нива 2121

Получившийся достаточно компактный и очень «юркий» внедорожник под красивым названием Нива 2121 заслужил признания, как самый удачный автомобиль отечественной автопромышленности.

Нива — автомобиль малого класса и легкового типа. Эта машина имеет высокую степень проходимости, и потому, считается внедорожником. Её трёхдверный кузов представляет собой несущую конструкцию, сделанную по принципу «универсал».

Этот полноприводный автомобиль, с внедрением огромного количества новаторских решений вроде несущего цельнометаллического корпуса (ибо до этого, полноприводные авто имели тентованный верх) и передней независимой подвески, произвел поистине огромный фурор. И по большому счёту, никакой другой российский автомобиль не имел большего признания на европейском рынке, чем Нива, как в первой, так и в последующих интерпретациях.

Были отмечены заявки с самых непредсказуемых частей мира. Именно поэтому завод производитель начал выпускать экспортные версии ВАЗ-21211 с 1.3 силовиком (они предназначались для стран с качественным топливом и большим налогом на объём мотора), а также, модели с правосторонним рулём. Это была Нива -21212. 

В конце концов, популярность этой машины значительно превзошла их выпуск. В среднем, если верить статистическим данным, то из полутора миллионов годового выпуска автомобилей, порядка пятисот тысяч отправлялись на экспорт.

Техническая картина

По сравнению с другими версиями своего поколения полноприводных автомобилей, Нива имела одну отличительную особенность. Она заключалась в её конструкции, которая включала в себя все крупные узлы ВАЗовских моделей. Именно поэтому под капотом советского внедорожника оказался достаточно продвинутый силовик, созданный на основе модели мотора ВАЗ 2106 с объёмом в 1,6 литров.

Двигатель

Двигатель

Он был рядным и карбюраторным. Как и положено, с четырьмя цилиндрами. Мощность такого железного зверя была сравнима с силой восьмидесяти лошадей при 5400 оборотов в минуту, а пиковый крутящий момент припадал на отметку 116 Нм при 3400 минутных оборотов.

Трансмиссия с непрерывным полным приводом сопровождалась четырёхступенчатой КПП, двумя ступенями раздаточной коробки и межосевым дифференциалом блокируемого типа.

Кроме всего прочего, Нива могла продемонстрировать превосходные параметры проходимости благодаря своему геометрическому решению. У неё сравнительно небольшой свес кузова, довольно короткой колёсной базой (2.2 метра) и хорошим дорожным просветом в 220 миллиметров. 

Модификации

Помимо вышеуказанных экспортных моделей, базовая Нива дала дорогу и другим своимрестайлинговым версиям. Это были модели ВАЗ 21213, ВАЗ 21214 и ВАЗ 2131.

Каждая из этих вариантов имела свои отличительные черты. Так, например, на модель ВАЗ 21213 устанавливался тоже карбюраторный, но более объёмный силовик с параметром в 1,7 литров, который был сильней предыдущего практически на два коня. А его максимальный крутящий момент останавливался на отметке 126,1 Нм при 3000 оборотов в минуту. Он работал в паре уже пятиступенчатой коробкой передач.

Но сначала была Нива 2131. Она представляла собой пятидверную и удлинённую версию, выполненную в кузове универсал. Данная модификация начала активно выпускаться с 1993 года. А уже февраль месяц 2009 года принял стотысячную, юбилейную Ниву 2131.

ВАЗ 2131 Нива

ВАЗ 2131 Нива

Эта машина, благодаря удлинённой на 500 миллиметров колёсной базе, сделала этот внедорожник комфортным и просторным. Особенно это отразилось на багажном отделении. Если сравнивать его с параметрами классической модели, то обычная трёхдверная нива имеет объём багажника в размере всего 265 литров, а в данном случае, его размеры расширились до 420 литров. Так что если владелец прослыл славой практичного человека, то это модель подойдёт ему как нельзя кстати.

Вообще, Нива 2131 для обычных покупателей доступна в комплектации с восьмиклапанным силовиком, объём которого равен 1700 кубических см. Её единственная «стандартная» комплектация предполагает возможность регулировать яркость приборной подсветки, наличие ГУРа, точечные ремни безопасности и даже полноразмерную запаску (колесо). А вот в случае индивидуального заказа можно рассчитывать на кронштейн запасного колеса на багажной двери, на оградительные решётки передка, напротивотуманки, рулевой гидроуселитель, кондиционер и легкосплавные диски колёс.

Как уже говорилось выше, с 1993 года двигатель Нивы был модернизирован и получил в своё распоряжение больший объём. Этот агрегат устанавливался на модель ВАЗ 21213. Однако для внешнего рынка предлагалась интерпретация этого силовика с распределительным впрыском горючего. В данном случае, модель автомобиля получила маркировку ВАЗ 21214.

Таким образом, начиная с 2001 по 2002 год, модельный ряд Нивовского родства окончательно утвердил и версию ВАЗ 21213 в комплектации карбюраторного двигателя, и версию ВАЗ 21214 с мотором, питающимся посредством распределительного впрыска.

Не смотря на то, что по сравнению с современными внедорожниками именитых производителей Нива проигрывает в плане дизайна интерьера, да и внешности в целом, она всё равно остаётся достаточно востребованной. Это обусловлено её эксплуатационными качествами и самое главное, доступностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *